Статьи

Статьи

КАКИЕ КОНСТРУКТОРЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ детей?

   Что такое конструктор? По сути, набор деталей, которые требуется собрать воедино, следуя какому-то заданному алгоритму. Так думают те, для кого конструктор – просто игрушка, не несущая никакой дополнительной нагрузки.

   В официальных источниках дается более точное определение детского конструирования как процесса – его называют практической деятельностью (уж, извините за научную преамбулу, но без нее никак), нацеленную на получение заранее задуманного результата, и он – этот результат – представляет собой конкретный продукт с определенными функциями и характеристиками, будь то машинка или слон.     А теперь давайте вспомним, зачем вам в детстве покупали конструктор? Одни скажут, что это был своего рода отвлекающий маневр взрослых, чтобы мы не мешали им заниматься своими делами. Есть и другое мнение: конструктор необходим детям для тренировки мелкой моторики, чтобы она, в свою очередь, заставляла «шевелить мозгами». И это правильно, но все же предназначение конструктора гораздо шире. Чем ограничивается его полезный потенциал? Разберемся, конечно, но сначала определим, что именно следует называть конструктором. 

 

КОНСТРУКТОР конструктору рознь…

   Возьмем, к примеру, пазлы, знаменитую русскую Матрешку или игру под названием сортеры (детали раскладывают в ниши соответствующей формы). Казалось бы, и они имеют отношение к созданию предметов из отдельных элементов. Все же перечисленные варианты – не конструкторы. Они входят в группу дидактических материалов, потому что предполагают работу по конкретному шаблону. Для тренировки пальчиков, памяти, речи и это, конечно, важно. Однако, здесь нет той самой главной составляющей, которая присутствует у конструктора – возможности свободно фантазировать, работать долго, вдумчиво, в комфортном темпе, не придерживаясь шаблона.     Спросите у родителей или бабушек и дедушек, они непременно помнят тот самый первый конструктор из перфорированных металлических деталей, с настоящими болтами, шайбами, в красивом пластиковом пенале. Его последователь – английский «Меккано», а самое интересное в нем – это отсутствие заранее подготовленных схем: вот где был стимул для фантазии и творчества.
  
   Во времена наших бабушек за набором для творчества под названием «Конструктор» выстраивались очереди. Самые креативные не пользовались брошюрой-инструкцией, где было дано несколько примеров для сборки предметов – машинок, самолетов и др., а составляли свои композиции, поражая взрослых природными инженерными талантами. 

 

Полезно ли конструировать – что говорят эксперты?

   Действительно, конструктор как материал для развития памяти, мышления, фантазии, давно «на карандаше» у педагогов и психологов. Вот пример из практики – в 1982-м году исследователи провели эксперимент с участием детей 4-хлетнего возраста. Взрослые внимательно следили, во что охотнее играют дошкольники, и делали это на протяжении нескольких месяцев. К сожалению, в то время не удалось довести эксперимент до конца – результаты были получены позже, в 1998-м, когда группа ученых взялась анализировать материалы ведомостей тех лет. Удивительно, но у деток, которые больше любили конструировать, в возрасте 11-12 лет проявился интерес к математике, и они преуспевали в точных предметах.     Другое исследование показало, что дети 3-4-х лет, которым нравится собирать конструктор, лучше считают, и это не все. Сегодня ученые точно доказали, что конструирование эффективно лечит речевые нарушения, а также помогает справиться с аутизмом. Дети, пораженные этим тяжелым недугом, склонные к игре в конструктор, лучше говорят, чаще используют в беседе прилагательные для характеристики предметов.     Наверняка уже сейчас вы задаетесь вопросом, какие бывают конструкторы. И если вы еще не решили, какой именно конструктор вызовет наибольший интерес у вашего ребенка, предлагаем подборку разновидностей конструкторов.

Виды конструкторов

  • Первый конструктор, который берет в руки ребенок – это обычные кубики. Они бывают мягкими, пластмассовыми, деревянными, резиновыми.
  • В строительные наборы помимо кубиков входят другие фигуры: арки, конусы, цилиндры. Из таких конструкторов легко построить сооружения посложнее, чем из простых кубиков. Чаще всего сделаны из дерева или пластмассы и безопасны для детей любого возраста.
  • Фигурки-вкладыши – тоже своеобразный вид конструктора. Такие игрушки подойдут для любого возраста и помогут развить пространственное мышление малыша.
  • Мягкие конструкторы сделаны из изолона, ими невозможно пораниться, собирать фигурки из таких деталек легко, а потому мягкие конструкторы подходят для любого возраста.
  • С блочными конструкторами легко проявить фантазию и построить самые разнообразные конструкции. Для детей помладше подойдут блоки крупнее, старшие ребята могут делать сложные конструкции из деталей поменьше.
  • Тематические наборы – это, в некотором роде, разновидность блочных конструкторов, только помимо собственно блоков в набор входят дополнительные детали, позволяющие построить определенное сооружение. Например, в наборе "Ферма" могут быть маленькие фигуры животных, а в "Сказочном замке" - башни и крепостные мосты.
  • Болтовые конструкторы собирать не просто, их рекомендуется давать детям старше 4 лет. Детали в них скрепляются специальными болтиками. Рекомендуется для применения под присмотром взрослых.
  • Детали магнитных конструкторов (палочки) соединяются между собой с помощью магнитных шариков. Давать такие наборы детям до 3 лет не рекомендуется, потому что они содержат мелкие детали, к тому же могут иметь весьма серьезные последствия при проглатывании.
  • Контурные конструкторы состоят из трубочек, которые легко сгибаются и принимают любую форму. Их рекомендуется покупать для детей от 6 лет.
  • Электронные конструкторы подойдут уже для школьников.

 Если нам удалось убедить хотя бы одного взрослого в том, что нужно прямо сейчас отложить свои дела и заняться конструированием вместе с детьми, значит, наши старания принесли свои плоды.